profwood-ekb.ru

Ажурный дом на беговой. Ажурный дом

Крупноблочный жилой дом, известный как Дом Бурова, «Ажурный дом», «Кружевной дом».
Ленинградский проспект, д.27, стр.1
1939-1940
Авторы: архитекторы А. К. Буров и Б. Н. Блохин, инженеры А. И. Кучеров и Г. Б. Карманов, художник В. А. Фаворский.

Борис Кондаков, архитектор, урбанист:

«Перед нами пример здания эпохи «освоения классического наследия с человеческим лицом», образец советского ар деко. В эпоху, когда на фасадах зачастую требовалось слепо воспроизводить образцы античной классики (что не исключает блистательных примеров и в этом жанре), Андрей Константинович Буров пошел своим путем, руководствуясь принципом «лучшее, в чем нужно подражать древним, - это не подражать им»: эти слова П.А. Вяземского Буров процитировал в своем труде «Об архитектуре».

Этот дом, предвестник массового жилого строительства в СССР 2-й половины XX века, имеет мало общего с тем, что создавалось в последующую эпоху, когда архитектура отступила даже не на вторые, а на третьи позиции. Здесь удалось соединить несовместимые, казалось бы, вещи - дешевизну индустриального производства и высокохудожественный подход «штучной» архитектуры.

Фасад дома олицетворяет поиск новой тектоники (по Бурову - пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции) здания, созвучного времени, здания, которое должно было собираться, как самолет, из произведенных индустриальным способом крупных элементов, а никак не из кирпича. Буров нащупывает в этом произведении новый пропорциональный ритм современных строительных материалов. Здесь впервые была осмыслена технологическая особенность строительства из крупных блоков: швы не маскировались, а, наоборот, акцентировались.

«Попытка навязать неорганическому, кристаллическому строю повторов (например, одинаковых квартир, выраженных на фасаде) динамический строй золотого сечения, спрятать их под него, - искажает и задачу, и ее решение. Архитектура превращается в фальсификацию,» - рассуждал Буров. Уместна и еще одна цитата мастера - того времени, когда он уже окончательно утвердился в мысли, что за индустриальными материалами - будущее. Здесь он критикует, по всей видимости, собственный жилой дом Наркомлеса (Тверская улица, д.25), первая очередь которого была закончена несколькими годами ранее дома на Ленинградке: «Так мы вгоняем восьмиэтажный дом с повтором одинаковых квартир в фасад трехэтажного итальянского палаццо (где в первом этаже жили конюхи и охрана, во втором - сеньор, а в третьем - челядь), и тогда восьмиэтажный дом приобретает вид трехэтажного. И я тоже был повинен в подобных фальсификациях.»

Можно представить себе, как в некоей параллельной реальности из подобных постройке на Ленинградском проспекте домов создавались бы целые города. Их описание есть у Андрея Константиновича. «Здесь будут и выстланный мрамором пол центральной площади с фонтанами, окруженной зеркальной стеной магазинных витрин, оправленных в позолоченную сталь переплетов, - площади-зала, перекрытой небом и вписанной в зелень жилых районов… и торжественный центр, современный, такой же красивый и современный, как был красив и современен Акрополь для его создателей».

Но, как мы знаем, история сложилась иначе, дом так и остался штучным прототипом. Между тем, дом этот удивительно современен, он сочетает в себе те качества единицы городской застройки, которые кажутся нам сейчас наиболее важными: общественный первый этаж с кафе и детским садом - активный фасад; богатая и вариативная пластика фасада при индустриальном подходе к его созданию, полностью раскрывающаяся при близком, «тактильном» контакте человека с архитектурой - вместо нарочитой монументальности; жилье типа апартаментов - решение, основанное на личных впечатлениях Бурова от американских отелей.»

Сейчас никого уже не удивишь типовыми многоэтажками, которые штампуются как «горячие пирожки», заполняя собой всю территорию растущих мегаполисов. Многоэтажные жилые дома, построенные из крупных блоков, прочно ассоциируются с мрачными невеселыми строениями спальных районов, которые навевают тоску. Это скучные однотипные коробки, для которых отсутствие любых украшений стало основополагающим принципом. Но могло ли градостроительство пойти по другому пути? Можно ли было соединить красоту здания с его функциональностью?

Оказывается, что можно было. Так, интересную страницу жилищной архитектуры Москвы 30-х годов составляют эксперименты с первыми постройками из крупных блоков, которые положили начало той мощной системе индустриального домостроения, без которой совершенно невозможно представить себе современную столицу.

Еще более семидесяти лет назад, в 1940-1941 годах, архитекторами Андреем Константиновичем Буровым и Борисом Николаевичем Блохиным был предпринят эксперимент по строительству жилого дома из крупных блоков. Так появился дом на Ленинградском проспекте, прозванный позднее «Ажурным».

Именно это здание может доказать, что жилой дом, построенный из типовых элементов, может быть очень даже красивым и функциональным. И хотя «Ажурный дом» так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром, он показал, что и крупноблочное здание способно стать настоящим произведением искусства.

Андрей Буров хорошо разбирался как в технике, так и в искусстве. Он был настоящим гением и разносторонним специалистом. Так, он изобретал новые строительные материалы, проектировал довольно необычные дома, разрабатывал успешную систему полярных самолетов и…даже занимался исследованием лечения рака. Поэтому вполне логично, что Бурова заинтересовала новая идея строительства здания из крупных блоков, изготовлявшихся на заводе.

Чем же так интересен «Ажурный дом»? Во-первых, стены здесь были разделены на простенки и перемычки, что создавало для них своеобразный каркас. Такая система получилась довольно практичной и технически целесообразной, потому как позволила сильно сократить количество типов элементов, которые изготавливались на заводе.

«Ажурный дом», схема разрезки блоков

В тоже время стены здания членились красиво и весьма энергично. Так, перед кухнями, обращенными на уличные фасады, в этом доме были созданы хозяйственные лоджии, где можно сушить белье, чистить платье, да и просто отдыхать. При этом они были прикрыты декоративными решетками из бетона, поэтому являлись недоступными для любопытных взглядов людей. Ажурные рельефы для лоджий были выполнены по эскизам художника В. Фаворского. Чередование лоджий и окон придало дому яркую декоративность, а также и некоторую экзотичность, за которую его стали называть «аккордеоном». Этот достаточно ранний пример показал многие неисследованные возможности для индустриального строительства жилых домов, придания им особой художественной выразительности, о которой, к сожалению, в последующие годы было забыто.

«Ажурный дом» интересен также тем, что архитекторы стремились на новой основе вернуться к идее комфортного и красивого жилища в сочетании с системой общественного обслуживания. Поэтому внутренние коридоры здесь связывают квартиры шести верхних этажей с лестницами, а на первом этаже проектировался комплекс общественных помещений, которые включали в себя продовольственный магазин, кафе-ресторан, детский сад-ясли и бюро обслуживания, которое должно было выполнять заказы на доставку обедов и продуктов, уборку квартир, стирку и другие услуги. Начавшаяся война нарушила планы по благоустройству общественной части дома. Затем ее помещения были использованы для иных целей, а общий замысел остался нереализованным.

План «Ажурного дома»

«Ажурный» дом и сегодня выглядит достаточно необычно, благодаря декоративным решеткам и «разводам» на стенах, похожим на мрамор. Причем изначально ничего подобного в проекте, конечно же, не предполагалось. Дело в том, что в последний момент перед началом строительства здания, Бурову позвонили с завода и сказали, что ровного цвета блоков никак не получается добиться. Тогда архитектор быстро нашел выход, в результате которого при заливке в блоки добавили краситель.

Интересно, что дом был построен не по красной линии, а немного в глубине. Поэтому в наше время «Ажурный дом» скрывается за многочисленными ларьками и небольшим сквериком. Но сам облик дома нельзя спутать ни с одним другим зданием, благодаря все тем же бетонным декоративным орнаментам. Узоры по эскизам Фаворского являются растительными, выполненными в двух типах. Издалека они напоминают узорные наличники на деревенских домах, иней на стекле или даже мох, который также порой принимает причудливые формы. Но подойдя ближе, мы можем разглядеть, что на самом деле это переплетение цветов, которое является своеобразным «приветом» эпохи модерна, который также напоминает проект Уильяма Морриса. Наверное, английский дизайнер был бы рад увидеть подобные элементы декора в жилом здании.

«Ажурный дом» - невысокое здание, в нем всего шесть этажей. Оно имеет простую форму, типично «индустриальную». То же можно сказать и о внутреннем пространстве: огромное помещение парадного с тремя лестницами, а также просторные коридоры, напоминающие школьные, - на каждом этаже. Говорят, что по ним когда-то дети катались на велосипедах. Подъезд здесь всего один, с двумя просторными лестницами в правом и левом крыле. Лифтов тут два, до недавних пор они были механическими, как поставленными в 1940, так и работавшими до нового века. Квартиры здесь начинаются со второго этажа, на каждом - по восемнадцать квартир.

Интересно, что нигде здесь нельзя найти вычурные украшения сталинской эпохи: мозаики, лепнину или драгоценные люстры. И это легко объясняется тем, что Буров строил вовсе не дворец для избранных, а образец стандартного жилого дома для обычных советских граждан.

Однако первым делом в «Ажурный дом» все равно въехали генералы и полковники, но если бы первоначальный план реализовался, и строительство таких домов пустили на поток, то и обычные граждане смогли бы в них жить. Квартиры здесь изначально рассчитаны на проживание одной семьи, но здесь есть совмещенные санузлы и совсем крошечные кухни. Такая планировка была призвана подчеркнуть «обычность», «неэлитность» здания.

Кстати, кухни здесь сделаны маленькими специально, потому что все-таки предполагалось, что еду будут готовить в ресторане, а у себя дома жильцы ее будут только разогревать. Это сейчас выглядит странно, а в то время подобная практика широко применялась в Америке, например. К слову, Андрей Буров ездил по делам в США, откуда и привез подобную идею общественного обслуживания.

Всем радужным планам по индустриальной постройке красивых и практичных домов не суждено было сбыться. Наступила война, которая внесла свои коррективы в последующее развитие страны, в том числе и градостроительное. Во время войны в квартиры «Ажурного дома» вселили по две-три семьи, а многие идеи социального обслуживания были успешно забыты.

Когда же начались массовые домостроения, то остановились на проектах многоэтажных домов попроще. Никто уже не стал думать о красоте зданий, только об их практичности. В итоге такие излишества, как ажурные решетки, стали невостребованными. На смену же крупноблочной новаторской технологии пришла сборка из панелей.

В «Ажурном» доме в разные годы жили и знаменитости, например, до 1949 года здесь жил Константин Симонов с Валентиной Серовой. Родилась и выросла в этом доме также фигуристка Ирина Моисеева.

В «лихие» 90-е из-за небольших квартир дом не был «в почете» у разных криминальных личностей. Зато кинематографисты этот дом очень полюбили за старые лифты и нестандартную планировку. Здесь снимали фильм о Серовой и Симонове, а затем стали регулярно делать фильмы о советской жизни. Впрочем, сейчас лифты заменили на новые, автоматические, что может расстраивать деятелей кино, но не может не радовать самих жителей дома. К сожалению, пропал теперь и знаменитый «Ажурный магазин», вместо него - магазин «Магнолия». Увы, время ничто не щадит.

Вообще, «внутренности» нарядного здания далеко не так красивы, как фасад. Так, в доме уже давно текут проржавевшие трубы, а сквозь старые довольно хлипкие окна слышен несмолкающий гул Лениинградки. Здание нуждается в капитальном ремонте и одной заменой лифтов, увы, не обойтись. Жильцы, кстати, мечтают не только о ремонте, но и о том, чтобы про «Ажурный дом» не забывали и помнили как о единственном в своем роде и ценном памятнике архитектуры. В советское время все знали, где находится это нарядное здание, любой москвич мог назвать его адрес. А сейчас? Молодежь точно не слышала о нем. Да и если замечают кружевной фасад дома, то с равнодушным видом рассматривают его пару секунд, а потом идут дальше. Именно поэтому домом нужно заниматься точно так же, как и другими памятниками. Хотя, в этом случае, многим жильцам придется нести ответственность за то, что многие увеличили кухни за счет лоджий, заложив изнутри ажурные решетки кирпичной кладкой.

Рассказ об истории уникального московского дома хочется завершить словами Андрея Бурова, которые он написал в своих воспоминаниях: «По существу не может быть никакого противоречия между современной техникой и искусством. Это противоречие возникло только в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, которые пропагандировали примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники».

Уже прошло более 70 лет после строительства «Ажурного дома», но подход Бурова так и остался нереализованным. Кто знает, быть может в будущем строительство жилых домов станет гармоничным синтезом искусства и техники?

Комментарии (14)

    10.04.2019 | 10:00

    Выберите Костюм женский Шалон с доставкой по всей России в разделе ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА У нас Вы можете приобрести лучший текстиль, производимый в России на фабриках города Иваново. Наши главные отличия от конкурентов: Огромный ассортимент - все виды постельного белья и трикотажа - женского, детского, мужского; Высочайшее качество российского производителя; Разумные цены; Разнообразные способы доставки по всей территории РФ; Сертификация всей продукции. Но, всё-таки, главной причиной для того, чтобы купить текстиль именно у нас, является максимальная прозрачность работы над заказом на всех этапах. На сайте Вы всегда без труда можете узнать текущий этап работы, а операторы нашей бесплатной горячей телефонной линии, которые работают без выходных, проконсультируют по любому вопросу. https://clck.ru/FPhJ3 - Купить в интернет-магазине Панно гобеленовое Пионы за 2 839 руб.

    • 11.04.2019 | 11:12

      Выберите Пижама детская Dozer с доставкой по всей России в разделе Пижамы У нас Вы найдете лучший текстиль, производимый в нашей стране на фабриках города Иваново. Наши основные отличия от конкурентов: Огромный ассортимент - абсолютно все виды постельного белья и трикотажа - женского, детского, мужского; Высокое качество отечественного производителя; Невысокие цены; Разнообразные способы доставки по всей территории РФ; Сертификация всей продукции. Но, всё-таки, главной причиной для того, чтобы купить текстиль именно у нас, является максимальная прозрачность работы над заказом на всех этапах. На сайте Вы всегда без труда можете узнать текущий этап работы, а операторы нашей бесплатной горячей телефонной линии, которые работают без выходных, проконсультируют по любому вопросу. http://bit.ly/2Hq81g0 - Купить узкую юбку от 1189 р. в интернет-магазине

      • 12.05.2019 | 06:30

        кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэк кешбэккешбэк

        • 12.05.2019 | 10:58

          Привет любитель сбережений! Что вы можете купить онлайн? Да почти все! Таким образом, за все, что вы можете получить значительный процент от нашего кешбэк! Наши постоянные пользователи знают, что с помощью кешбэк сервиса вы можете не только выгодно купить одежду и оборудование, но и сэкономить на покупках бытовой химии, косметики и массы других категорий товаров. А у нас вы можете получить кешбэк с каждого заказа вашей любимой еды! Мы постоянно расширяем наш список партнеров среди интернет-магазинов, выбирая самые популярные из них, чтобы вам не пришлось ограничивать себя в выборе! Выбирайте из тысяч брендов и миллиона товаров разных категорий! И, конечно же, получать кешбэк с каждого заказа! Посетите наш сайт прямо сейчас и сократите свои расходы на покупки! Сэкономьте до 40% с каждой покупки! Воспользуйтесь услугой возврата денег. Представляем крупнейший в мире сервис кешбэк сервис! - 2078 популярных онлайн-магазинов кешбэк - 969 магазинов с увеличенным кешбэк. Сегодня банковские карты - это не только способ хранения денежных и безналичных платежей, но и очень интересный финансовый инструмент, открывающий ряд удобных и выгодных функций для их владельцев. кешбэк стал любимым предметом во многих функциях связанных карт. Быстрое снятие наличных удобным способом! http://bit.ly/2UwSyfW

          • 26.05.2019 | 23:09

            Самый простой способ начать зарабатывать биткойны: Просто замени свой браузер на CryptoTab и получай доход в биткойнах каждые 10 минут себе на счет за то, что пользуешься им для серфинга в интернете либо просто держишь окно браузера открытым. Чтобы установить, скачать и начать зарабатывать потребуется меньше минуты - http://bit.ly/2uZLOgc

            • 28.05.2019 | 11:18

              Получать плату за посещение сайтов - это утопия? Нет, если речь о CryptoTab - первом в мире браузере со встроенными функциями майнинга. Никаких вложений и затрат - всё просто, прозрачно и честно. Попробуйте сами! http://bit.ly/2Jd7Qo8

              • 09.06.2019 | 03:08

                • 09.06.2019 | 09:34

Координаты : 55°47′02″ с. ш. 37°33′59″ в. д.  /  55.7840917° с. ш. 37.5664528° в. д.  / 55.7840917; 37.5664528 (G) (Я)

«Ажурный дом» (также «Дом-аккордеон ») - шестиэтажный жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве , один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Внутренняя планировка здания основана на распространённом на Западе полугостиничном типе жилья (apartment house), с которым А. К. Буров познакомился во время командировки в США . Компактные квартиры на жилых этажах (со второго по шестой, по 18 квартир на этаже), с небольшими кухнями и прихожими, расположены по обеим сторонам длинных коридоров. Внутренние перегородки выполнены из плит «Дифферент» (алебастро-камышовые плиты), не требующих оштукатуривания перед оклейкой обоями. В конце коридоров на стыке с крыльями здания размещены широкие лестницы, имеющие запасные выходы во двор. Основной вход в дом, расположенный со стороны Ленинградского проспекта, ведёт в лифтовой холл с двумя лифтами, по сторонам которого изначально располагались две служебные квартиры, из которых осуществлялся контроль за всеми входящими и выходящими из дома. Остальная площадь первого этажа была отведена под общие нужды жильцов - здесь размещались продовольственный магазин, детский сад и ясли .

Напишите отзыв о статье "Ажурный дом"

Примечания

Литература

  • Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. - М .: Искусство-XXI век, 2015. - С. 295-296. - 320 с. - 2500 экз. - ISBN 978-5-98051-121-0 .
  • Гейдор Т., Казусь И. Стили московской архитектуры. - М .: Искусство-XXI век, 2014. - 616 с. - ISBN 978-5-98051-113-5 .
  • Иконников, А. В. Архитектура Москвы. XX век. - М .: Московский рабочий, 1984. - С. 93-94. - 222 с.
  • Ржехина О. И., Блашкевич Р. Н., Бурова Р. Г. А. К. Буров. - Москва: Стройиздат, 1984. - 142 с. - (Мастера архитектуры). - 16 000 экз.
  • Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. О.И. Ржехиной, Р.Г. Буровой.. - Москва: Искусство, 1980.
  • Аронов, Н. // Коммерсантъ. - 2008. - № 168 .
  • Творчество А. К. Бурова // Архитектура СССР. - 1958. - № 7 . - С. 13-22 .

Ссылки

  • Закливенец Екатерина. . Где ты живешь? . The Village (4 августа 2016).

Отрывок, характеризующий Ажурный дом

– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.
– Да полноте, ma cousine, откуда вы почерпаете ваши сведения? Напротив…
– Я вашему Наполеону не покорюсь. Другие как хотят… Ежели вы не хотите этого сделать…
– Да я сделаю, я сейчас прикажу.
Княжне, видимо, досадно было, что не на кого было сердиться. Она, что то шепча, присела на стул.
– Но вам это неправильно доносят, – сказал Пьер. – В городе все тихо, и опасности никакой нет. Вот я сейчас читал… – Пьер показал княжне афишки. – Граф пишет, что он жизнью отвечает, что неприятель не будет в Москве.
– Ах, этот ваш граф, – с злобой заговорила княжна, – это лицемер, злодей, который сам настроил народ бунтовать. Разве не он писал в этих дурацких афишах, что какой бы там ни был, тащи его за хохол на съезжую (и как глупо)! Кто возьмет, говорит, тому и честь и слава. Вот и долюбезничался. Варвара Ивановна говорила, что чуть не убил народ ее за то, что она по французски заговорила…
– Да ведь это так… Вы всё к сердцу очень принимаете, – сказал Пьер и стал раскладывать пасьянс.
Несмотря на то, что пасьянс сошелся, Пьер не поехал в армию, а остался в опустевшей Москве, все в той же тревоге, нерешимости, в страхе и вместе в радости ожидая чего то ужасного.
На другой день княжна к вечеру уехала, и к Пьеру приехал его главноуправляющий с известием, что требуемых им денег для обмундирования полка нельзя достать, ежели не продать одно имение. Главноуправляющий вообще представлял Пьеру, что все эти затеи полка должны были разорить его. Пьер с трудом скрывал улыбку, слушая слова управляющего.
– Ну, продайте, – говорил он. – Что ж делать, я не могу отказаться теперь!
Чем хуже было положение всяких дел, и в особенности его дел, тем Пьеру было приятнее, тем очевиднее было, что катастрофа, которой он ждал, приближается. Уже никого почти из знакомых Пьера не было в городе. Жюли уехала, княжна Марья уехала. Из близких знакомых одни Ростовы оставались; но к ним Пьер не ездил.
В этот день Пьер, для того чтобы развлечься, поехал в село Воронцово смотреть большой воздушный шар, который строился Леппихом для погибели врага, и пробный шар, который должен был быть пущен завтра. Шар этот был еще не готов; но, как узнал Пьер, он строился по желанию государя. Государь писал графу Растопчину об этом шаре следующее:
«Aussitot que Leppich sera pret, composez lui un equipage pour sa nacelle d"hommes surs et intelligents et depechez un courrier au general Koutousoff pour l"en prevenir. Je l"ai instruit de la chose.
Recommandez, je vous prie, a Leppich d"etre bien attentif sur l"endroit ou il descendra la premiere fois, pour ne pas se tromper et ne pas tomber dans les mains de l"ennemi. Il est indispensable qu"il combine ses mouvements avec le general en chef».

сайт продолжает рассказывать об интересных зданиях столицы

Название

Дом № 27, расположенный на Ленинградском проспекте, окрестили тремя именами. Первое, наиболее официальное, — дом Бурова, по фамилии одного из архитекторов. Второе, романтичное — «ажурный» или «кружевной» из-за решеток с витиеватым узором, красующихся на фасаде здание. А потом родилось еще одно сравнение — с аккордеоном из-за чередующихся, как клавиши, балконов и окон.

Строительство

Проектированием и возведением здания занимались в довоенное время архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин. Перед мужчинами стояли две основные задачи: использовать при строительстве дома типовые блоки, чтобы ускорить и удешевить процесс, но при этом сотворить нечто оригинальное с привлекательным внешним видом.

Ажурные решетки, напоминающие переплетенные стебли растений, были созданы по эскизу художника, графика, портретиста Владимира Фаворского. Этот тип блоков не только украшает здание — «кружева» закрывают кухонные лоджии с улицы, тем самым пряча их содержимое. Кстати, выпирающих, разномастно оформленных балконов здесь тоже нет — только маленькие французски балкончики, не занимающие отдельную площадь.

Постройка завершилась в 1940-1941 годах. Дом должен был стать типовым, планировалось множество схожих построек по созданному Буровым и Блохиным проекту. Однако возведен он в единственном экземпляре — помешала начавшаяся война.

Планировка

Здание имеет форму в виде буквы «П», однако зайти в него можно только через единственный подъезд. Внутри — два лифта, просторные холлы и длинные коридоры, соединяющие все квартиры этажа, что напоминает планировку гостинцы. Ажурные решетки снаружи постройки — единственное украшение, внутри отделка лаконичная и неброская, ведь дом создавался для обычных советских людей и не претендовал на элитность и вычурность.

На каждом этаже находится по 18 квартир, жилые помещения — со 2 по 6 этаж. Весь первый этаж был отдан под заведения, необходимые для комфортного быта и общественного пользования: кафе, продуктовый магазин, детский сад и бюро обслуживания, занимающееся стиркой, уборкой, доставкой по заказу жильцов. Идеей такого полугостиничного типа жилья Буров вдохновился во время командировки в США и попытался реализовать идею в своей стране. Однако тому помешала, как уже упоминалась выше, война, а впоследствии подобные образ жизни подвергся критике, как слишком буржуазный.


Фото: wikipedia.org

Жизнь в доме

Особенность квартир — маленькие кухни, так как по замыслу архитекторов жильцы должны были обедать и ужинать в кафе на первом этаже и по минимуму использовать кухню для готовки.

Многие квартиры имеют маленькую площадь, но из-за высоких потолков и больших окон таковыми не кажутся.

Одним из главных недостатков в доме жильцы считают плохую звукоизоляцию: можно услышать, например, как у соседей закипает чайник.

Длинные коридоры и просторные холлы пустуют. Жильцы опасаются оставлять в них коляски, велосипеды и личные вещи из-за периодических краж.

Архитектура здания привлекает кинематографистов, и некоторые обитатели дома сдают квартиры для съемок фильмов.

В числе первых жильцов в дом заселились советский поэт и прозаик Константин Симонов с женой актрисой Валентиной Серовой. А в гости к нему приходил Эльдар Рязанов.

Дом включен в список памятников архитектуры столицы.

Цельные блоки для постройки дома изготавливались из бетона, однако имеют расцветку «под мрамор». Есть мнение, что это вынужденная мера. Якобы на заводе не могли добиться ровного цвета блоков и решили замаскировать промах, добавляя в состав краску, что привело к образованию разводов.

Три-четыре года назад в доме находился «Ажурный магазин», названный подстать дому. Сейчас на его месте расположен магазин одной из крупных продовольственных сетей.

Цифры

6 этажей, 1 подъезд, 90 квартир

Площадь однокомнатной квартиры — ок. 40 кв. м; двухкомнатной — 55 кв. м; трехкомнатной — 80 кв. м

Высота потолков — 3,2 м

Аренда трехкомнатной квартиры (площадь 65 кв. м) — 3600 рублей в сутки

Аренда двухкомнатной квартиры — ок. 60 000 рублей в месяц

Стоимость двухкомнатной квартиры — 19 000 000 рублей

Аренда помещения (площадь 100 кв м., второй этаж) — 110 000 рублей в месяц

Аренда помещения (площадь 100 кв м., первый этаж) — 107 400 рублей в месяц

Аренда помещения (площадь 200 кв м., первый этаж) — 350 000 рублей в месяц

Построенный незадолго до Великой Отечественной войны "Ажурный дом" (также известный как "Кружевной дом", "дом-аккордеон" и дом Бурова) планировался в качестве типового проекта, но волей судьбы остался в единственном экземпляре и стал одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Шестиэтажный жилой дом П-образной формы был построен в 1936-1940 годах и стал одним из первых жилых домов, возведённых из крупных бетонных блоков заводского изготовления - по этой причине его считают первым многоэтажным панельным домом в Москве. Особенностью дома, за которую его прозвали ажурным и кружевным, являются изящные бетонные решётки в виде цветочного орнамента, закрывающие кухонные лоджии и то, что на них находится. Декоративные решётки выполнены по рисункам известного графика Владимира Флаворского. Есть у дома и другая декоративная особенность, менее заметная - панели на внешних стенах выглядят так, словно сделаны из мрамора, но на самом деле они тоже бетонные; секрет в том, что на заводе в бетон добавили краситель - по легенде, это была вынужденная мера, вызванная невозможностью добиться равномерного оттенка бетона. Так или иначе, благодаря этой детали дом не требует дополнительной внешней окраски, и дошёл до нас в том же самом цвете, в котором и был построен.

Сейчас это не так уж очевидно, но изначально проект задумывался как типовой - для массовой жилой застройки; его авторы - архитектор и инженер-изобретатель Андрей Буров и архитектор Борис Блохин. Появление на фасаде дома ярких декоративных элементов в виде цветочного орнамента - результат амбициозных задач, которые поставил перед собой Андрей Буров при разработке проекта жилого здания массовой застройки: по мнению архитектора, массовая советская застройка должна была быть не только практичной и функциональной, но и красивой, а жильцы дома должны иметь доступ к развитой инфраструктуре шаговой доступности. В какой-то степени это сказалось и на планировке квартир: кухни в них специально сделаны маленькими, поскольку предполагалось, что готовить для жильцов будут в ресторане на первом этаже, а в квартирах еда будет только разогреваться. Помимо ресторана, в доме также должны были быть гастроном, парикмахерская и детский сад, причём проход к ним предполагалось сделать прямо из подъезда. Идеи подобного обслуживания жильцов и взгляды на социальную инфраструктуру архитектор привёз из США, куда он ездил в командировку в 1930 году.

К сожалению, стать массовым проекту было не суждено: началась война, подвалы переоборудовали под бомбоубежища, а в квартиры поспешно заселяли по несколько семей. После войны массовое домостроение проект отвергло: страну нужно было восстанавливать, и выбор пал на более дешёвые и простые строения.

Сейчас "Ажурный дом" - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих и автомобилистов своим необычным и красивым видом. А ещё про него шутят: мол, вот какой дальновидный был архитектор Буров - предвидел, что люди будут хранить на балконах всякое говно, и с помощью красивых декоративных решёток спрятал позор с глаз долой.

Адрес, по которому находится "Ажурный дом": Ленинградский проспект, 27. Добраться до него можно пешком от станций метро "Динамо" и "Белорусская" Замоскворецкой линии, а также от станции "Беговая" Таганско-Краснопресненской.

Загрузка...