profwood-ekb.ru

Формирование образа "я" у детей дошкольного возраста. Формирование образа «Я» у детей дошкольного возраста консультация на тему Анализ и обобщение изученной литературы

Психологи признают, что формирование собственного «образа Я» ребенка старшего дошкольного возраста преимущественным образом происходит под влиянием оценки значимых других. Богатство и своеобразие заложенных в личности ребенка реакций, способов деятельности, символических смыслов зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

М. Боришевский определял образ «Я» как «... обобщенный, глобальный механизм саморегуляции поведения на личностном уровне...», и отметил «его роли в обеспечении чувства самоидентичности, идентичности человека». А это «дает человеку возможность осознать необходимые границы между «Я» и «не-Я».

«Образ Я» включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя и т.д. - совокупность всех представлений субъекта о себе, самоконцепцию.

Отечественная психология «образ Я» характеризует как когнитивный компонент «Я-концепции» - образ собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п., невозможно в изоляции от социальных миров других людей, и в первую очередь, от родителей. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе психического развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с дифференциацией своих игровых фантазий и реальности, оценки, самооценки и тому подобное. Вербальный канал дает возможность ребенку разделить жизненные переживания. Взаимозависимость между личностью ребенка и другими по мере взросления становится все более вербальной. С появлением личных жизненных переживаний, недоступных другим, происходит осознание того, что внешние проявления идентичности, то, что доступно для наблюдения другими людьми, может существенно отличаться от того, что есть на самом деле .

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования личностной идентичности проходит этап дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа «Я»: «Я»-Реальные и «Я» идеальное; появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. К тому же процесс развития личностной идентичности происходит через процесс идентификации с родительской или материнской фигурами.

В пять-семь лет начинают осознаваться внешние детерминированные компоненты идентичности, и к семи-восьми лет можно говорить о наличии у ребенка относительно стабильной, дифференцированной структуры личностной идентичности. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - этапы преобразования организма и деятельностного «Я» в рефлексивное «Я». Внешний социальный контроль превращается в самоконтроль. Структура завершенного «Я» отражает единство и структуру социального процесса. К концу детства достигается определенная целостность, которая включает в себя все значимые идентификации. Поэтому именно дошкольный возраст еще до завершения формирования основных компонентов личностной идентичности, по нашему мнению, является сенситивным для переструктурирования и ресинтеза Эго, переориентации развития ребенка по линии зрелой, сильной и независимой личности .

Под личностной идентичностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем такой многокомпонентный конструкт, объединяющий:

  • - Репрезентацию «Я»-образ как результат идентификаций;
  • - Различные планы «Я»-образ: «Я» идеальное, «Я»-Реальные; «Я»-в-прошлом, «Я»-настоящее; «Я»-в-будущем физические, интеллектуальные, моральные личности;
  • - В старшем дошкольном возрасте развитие личностной идентичности приобретает форму репрезентации «Я-образа» как результат идентификаций, а также формы активной дифференциации компонентов идентичности: физического, интеллектуального, нравственного, деятельностного, временного и тому подобное. Поскольку развитие личностной идентичности у детей происходит на уровне как неосознанного субъективного переживания, так и осознается благодаря языковым средствам, то нами ставилась задача исследовать как языковые средства описания ребенком себя, так и неосознанные аспекты ее переживания .

Основная сложность выполнения задач нашего исследования заключалась в отсутствии соответствующих стандартизированных методик, которые позволили бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности.

Мы считаем, что оптимальным в контексте нашего исследования является проективные методики, которые на сегодняшний день являются основными методами изучения личности детей дошкольного возраста в силу недостаточно развитой в этом возрасте рефлексии.

В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребенком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.

До настоящего времени педагогика не уделяла достаточного внимания процессу формирования образа «Я» ребенка. Опираясь на исследования М.В. Корепановой, под образом «Я» мы понимаем совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

При исследовании особенностей формирования образа «Я» необходимо учитывать сензитивность периода дошкольного детства, его влияние на характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников.

В дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей. Постепенно значение общения с партнерами по игре настолько возрастает, что это позволяет выделить процесс общения ребенка со сверстниками как один из ведущих факторов становления личности и самосознания, особенно в первые семь лет жизни ребенка. Контакты со сверстниками многократно обогащают опыт самопознания ребенка, углубляют его отношение к себе как к субъекту деятельности. Поэтому мы обратились к изучению сущности и закономерностей этого процесса. С этой целью была разработана модель процесса поэтапного формирования образа «Я» дошкольников в общении со сверстниками.

Первый этап был посвящен познанию себя через совместные игры и занятия со сверстниками, выражающемуся в наличии и характере представлений о себе и других. Ребенку важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих его детей.

Второй этап направлен на формирование адекватного самовосприятия у ребенка через преодоление противоречий между положительной самопрезентацией и оценкой его сверстниками. Мы полагаем, что целостное представление о себе может сформироваться только в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Дошкольнику пока трудно понять тесную связь между переживаемыми им состояниями: боль рождает у него отрицательные чувства, а занятие любимым делом поднимает настроение. Игры и тренинговые упражнения, помогают познавать внутренний мир чувств и состояний, учиться анализировать их и управлять ими. Способность размышлять о своих чувствах побуждает ребенка учитывать желания других и подчинять свое поведение общепринятым правилам.

Третий этап был посвящен процессу, ориентированному на выделение дошкольниками своего «Я», на противопоставление себя другим с целью определения достойного места в разнообразных социальных отношениях. Работа ДОУ на данном этапе состоит в обеспечении дошкольникам нового уровня самосознания, который выражается в целостном истинном понимании себя, принятии себя как неповторимой, уникальной личности.

Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опытасамопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

  • появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности) Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.
  • все более существенную роль играет общение со сверстанном (взрослый - недосягаемый эталон), в котором складывается способность оценивать другого человека. Наиболее восприимчивы к оценке взрослого дети 4-5 лет; в 5-7 лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет - правильное понимание нравственных качеств.
  • в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к самому себе (в Я ребенка выделяются качества, умения, способности, но только в сравнении с другими - сверстниками).

Самооценка имеет завышенный характер. Причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

В 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

  • «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще его оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени висит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен , не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Взрослый должен;

Помотать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

Помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые » пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, знанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это вводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка

«Восторженные взрослые » поощряют преимущественно успехи, положительны стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети станемте малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, а удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые » дают несистематические, случайные оценки, кагоры лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение ним.

«Справедливые взрослые » в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

  • происходит осознание себя во времени (с накоплением к осознанием своего опыта); ребенок просит рассказать, каким он был маленьким. Возникает, по мнению Д.Б.Эльконнна, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым - ребенок понимает, что он еще маленький.

В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции:

  • эгоистическая позиция -ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность;
  • конкурентная позиция - чтобы тебя любили н ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других, сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств;
  • гуманная позиция - отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведали, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений - переживания и поведение зависал от конкретной ситуации и эмоции. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с: биологическими потребностями (еда, соя и др.); взрослым, который организует и направляет деятельность.

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н. Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфета», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза.

Значимые мотивы для дошкольников

1) мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

2) поощрение

3) мотивы, связанные с наказаниями

4) мотивы, связанные с запретами

5) игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры)

6) мотив сохранения и установления положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила.

7) потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе)

8) мотив личных достижений, самоутверждения. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов. В основе первых - любознательность, в основе вторых - стремление победить.

9) нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения

10) общественные - желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы -бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия.

Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных чувств: становление моральной саморегуляции, развитие социальных чувств (Младшие дошкольники оценивают действия по их последовательности, а не по намерениям детей), развитие морального сознания (этической оценки).

Страница 1

Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития.

Целью является сама личность ребенка.

Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И. Рябикина и др.)

По мнению многих психологов, основу самосознания ребенка –дошкольника составляет сочетание четырех Я: физического, социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я.

Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на самоуважение.

Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я-идеальное» (эталоном).

Конечно, образ будущего школьника в сознании детей будет перестраиваться, переосмысливаться и уточняться по ходу их дальнейшего развития. Но, являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться.

Такого рода способность, как утверждают многие исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.)

Остановимся немного на кризисе семи лет. Что он представляет из себя и каковы его особенности?

Как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие кризиса- ребенок начинает манерничать, капризничать, появляется нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику.

Характерные особенности:

1. Утрата непосредственности

Утрату непосредственности ребенком Л.С. Выготский связывает с привнесением в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком, что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2. Смена основных переживаний ребенка

От одного способа переживания среды ребенок переходит к другому.

Для кризиса семи лет в сфере переживаний характерны следующие изменения:

1)семилетка открывает сам факт своих переживаний;

2) у ребенка семи лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

3) переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердится).

Смысловое переживание возникает потому, что происходит дифференциация внешнего и внутреннего. Таким образом, сам характер переживаний перестраивается.

Природа возникновения кризиса
Каждый из нас на протяжении всей предшествующей жизни неоднократно встречался с понятием "кризис". Оно широко используется в нашей повседневности, когда мы говорим о кризисах перепроизводства, о духовно-нравственном кризисе обще...

Бизнес – леди. Мифы о женском украинском предпринимательстве
Проблемы участия женщин в бизнесе в Украине мало исследованы, в отличие, например, от анализа "женской безработицы" или "бедности". Формирование среднего класса как условие стабилизации общества невозможно представить...

История развития теории стресса
В настоящее время существует множество определений стрессовой реакции, но все они берут начало из так называемого классического определения Ганса Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». ...

Загрузка...