profwood-ekb.ru

Встречи с хазарейцами. Почему преследуют хазарейцев? Верования в каганате

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название, прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.

Древняя и средневековая история человечества хранит много загадок. Даже при современном уровне технологий в изучении большинства вопросов еще присутствуют белые пятна.

Кем были хазары? Это одна из таких задач без точного ответа. Мы знаем о них немного, но даже если собрать все существующие упоминания об этом народе, то появляется еще больше вопросов.

Давайте познакомимся ближе с этим интересным народом.

Кто такие хазары

Это племя - хазары - впервые упоминается в китайских источниках как часть населения великой империи гуннов. Исследователи приводят несколько гипотез относительно происхождения этнонима и прародины хазар.

Давайте в первую очередь разберемся с названием. Корень «коз» во многих языках Средней Азии означает ряд слов, связанных с кочевничеством. Эта версия видится наиболее правдоподобной, потому что остальные выглядят следующим образом. На фарси «хазар» означает «тысяча», римляне кесарем называли императора, а турки под этим словом понимают угнетение.

Прародину стараются определить по самым ранним записям, в которых упоминаются хазары. Где жили их предки, кто были ближайшие соседи? Однозначных ответов нет до сих пор.

Существует три равнозначных теории. Первая считает их предками уйгуров, вторая - гуннское племя акациров, а третья склоняется к версии, что хазары - потомки племенного союза огуров и савиров.

Так это или нет, ответить сложно. Ясно только одно. Происхождение хазар и начало их экспансии на запад связано с землёй, которую они называли Барсилией.

Упоминание в письменных источниках

Если проанализировать информацию из записок современников, тоже получается путаница.

С одной стороны, в существующих источниках сказано, что был мощной империей. С другой - те отрывочные сведения, который содержатся в записках путешественников, не могут совершенно ничего проиллюстрировать.

Наиболее полным источником, который отражает положение дел в стране, считается переписка кагана с испанским сановником Хасдаем ибн Шапрутом. Они общались в письменной форме на тему иудаизма. Испанец был дипломатом, которого заинтересовала еврейская империя, существовавшая, по словам купцов, возле Каспийского моря.

В трех письмах содержится легенда о том, откуда пошли древние хазары - краткая информация о городах, политическом, социальном и экономическом положении дел.
Остальные источники, такие как русские летописи, арабские, персидские и прочие упоминания, в основном описывают только причины, ход и результаты локальных военных конфликтов на границах.

География Хазарии

Каган Иосиф в своем письме рассказывает, откуда произошли хазары, где жили эти племена, чем занимались. Давайте детальнее изучим его описание.

Итак, империя распространялась в период наибольшего расцвета от Южного Буга до Аральского моря и от Кавказских гор до Волги в районе широты города Мурома.

На этой территории жили многочисленные племена. В лесных и лесостепных районах распространен был оседлый способ ведения хозяйства, в степных - кочевой. Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.

Наиболее крупные города, которые упоминает каган в своем письме, были следующие. Столица - Итиль, находилась в низовье Волги. Саркел (русичи называли его Белой Вежей) располагался на Дону, а Семендер и Беленджер - на побережье Каспийского моря.

Взлет каганата начинается после гибели Тюркской империи, в середине седьмого века нашей эры. К этому времени предки хазар жили в районе современного Дербента, в равнинном Дагестане. Отсюда и происходит экспансия на север, запад и юг.

После захвата Крыма хазары осели на этой территории. Она отождествлялась с этим этнонимом очень долго. Даже в шестнадцатом веке генуэзцы упоминали полуостров как «Газарию».

Таким образом, хазары - это объединение тюркских племен, которые смогли создать самое долговечное государство кочевников за всю историю.

Верования в каганате

Ввиду того что империя находилась на перекрестке торговых путей, культур и религий, она стала подобием средневекового Вавилона.

Поскольку основным населением каганата были тюркские народы, большинство поклонялось Тенгри-хану. Эта вера до сих пор сохранилась в Средней Азии.

Знать каганата приняла иудаизм, поэтому до сих пор считается, что хазары - это евреи. Однако это не совсем верно, ведь эту религию исповедовала лишь очень небольшая прослойка населения.

Также в государстве были представлены христиане и мусульмане. Вследствие неудачных походов против арабских халифов в последние десятилетия существования каганата ислам получает большую свободу в империи.

Но почему упорно считают, что хазары - это евреи? Наиболее вероятной причиной является легенда, описанная Иосифом в письме. Он рассказывает Хасдаю, что при выборе государственной религии были приглашены православный и и раввин. Последнему удалось всех переспорить и убедить кагана со свитой в своей правоте.

Войны с соседями

Походы на хазар наиболее полно описаны в русских летописях и арабских военных записях. Халифат воевал за влияние на Кавказе, а славяне, с одной стороны, противостояли южным работорговцам, грабившим деревни, с другой - укрепляли свои восточные рубежи.

Первым князем, который воевал с Хазарским каганатом, был Он смог отбить некоторые земли и заставил их платить дань себе, а не хазарам.

Более интересна информация о сына Ольги и Игоря. Он, будучи умелым воином и мудрым полководцем, воспользовался слабостью империи и нанес ей сокрушительный удар.

Собранные им войска спустились по Волге и взяли Итиль. Далее были захвачены Саркел на Дону и Семендер на каспийском побережье. Эта внезапная и мощная экспансия разрушила некогда могущественную империю.

После этого Святослав начал закрепляться на этой территории. Была построена Вежа на месте Саркела, обложены данью вятичи - племя, граничившее с одной стороны с Русью, с другой - с Хазарией.

Интересным фактом является тот, что при всех кажущихся распрях и войнах в Киеве долгое время стоял отряд хазарских наемников. В «Повести временных лет» упоминается урочище Козары в столице Руси. Оно находилось возле впадения Почайны в реку Днепр.

Куда пропал целый народ

Завоевания, конечно, сказываются на численности населения, но примечательно то, что после разгрома славянами основных городов каганата информация об этом народе пропадает. Они больше не упоминаются ни единым словом, ни в одной летописи.

Наиболее правдоподобным решением данного вопроса исследователи считают следующее. Будучи тюркоязычным этносом, хазары смогли ассимилироваться с соседями на территории Прикаспия.

Сегодня ученые считают, что основная масса растворилась в этом регионе, часть осталась в Крыму, а большинство знатных хазар переселилось в Центральную Европу. Там они смогли объединиться с еврейскими общинами, проживающими на территории современных Польши, Венгрии, Западной Украины.

Таким образом, некоторые семьи, имеющие еврейские корни и предков в этих землях, могут в какой-то мере называть себя «потомки хазар».

Следы в археологии

Археологи однозначно говорят, что хазары - это салтово-маяцкая культура. Ее в 1927 году выделил Готье. С этого времени ведутся активные раскопки и исследования.
Название культура получила в результате схожести находок на двух памятниках.

Первый - это городище в Верхнем Салтове Харьковской области, а второй - Маяцкое городище в Воронежской области.

В принципе, находки соотносят с этносом алан, проживавшим на этой территории с восьмого по десятый века. Однако корни этого народа находятся на Северном Кавказе, поэтому он связывается непосредственно с Хазарским каганатом.

Исследователи делят находки по двум типам захоронений. Лесной вариант - аланский, а степной - булгарский, к которому относят и хазар.

Возможные потомки

Потомки хазар - это еще одно белое пятно в исследовании народа. Сложность заключается в том, что проследить преемственность практически невозможно.

Салтово-маяцкая культура как таковая точно отражает быт алан и булгар. Хазары там числятся условно, так как именно их памятников очень мало. Фактически они случайны. Письменные же источники «замолкают» после похода Святослава. Поэтому приходится полагаться на совместные гипотезы археологов, лингвистов и этнографов.

На сегодняшний день наиболее вероятные потомки хазар - кумыки. Это тюркоязычный Сюда же относятся частично караимы, крымчаки и иудаизированные горные племена Кавказа.

Сухой остаток

Таким образом, в данной статье мы рассказали о судьбе такого интересного народа, как хазары. Это не просто очередной этнос, а, по сути, таинственное белое пятно в средневековой истории прикаспийских земель.

Они упоминаются во многих источниках руссов, армян, арабов, византийцев. Каган ведет переписку с Кордовским халифатом. Все понимают мощь и силу этой империи…
И вдруг - молниеносный поход князя Святослава и гибель этого государства.

Оказывается, целая империя может в течение краткого периода не просто исчезнуть, а кануть в Лету, оставив потомкам лишь догадки.

После завершения военной кампании центрально-азиатские племена возвратились на историческую родину - в монгольские степи. Но какое-то количество из этих родов и племен после походов было распределено между сыновьями Чингисхана на завоеванных территориях. И в короткие исторические сроки они растворились среди подавляющей массы местного населения.

Особенно быстро процесс ассимиляции шел в среде этнически близких к монголам тюркских племен, предков нынешних узбеков, казахов, киргизов, каракалпаков, волжских и крымских татар, башкир, кумыков, ногайцев, карачаевцев, балкарцев и других. И сейчас большинство тюркских народов являет собой смешение тюрко-монгольских родов. А вот как выглядит современная схема монгольского этноса, по которой этнографы делили и делят монголов до сих пор на три основные группы.

1. Западная группа - калмыки и ойраты.

2. Северная группа - буряты.

3. Группа восточных монголов - халхасцы (племена собственно Монголии) и южно-монгольские племена (иначе племена Внутренней Монголии) - чохары, суниты, харачины, тумуты, ураты, монголы Ордоса, а также племена Восточной Монголии и Маньчжурии - горлосы, харчины, дурбэты. Однако есть племена, не относящиеся ни к одной из вышеуказанных групп, - баргуты, дауры и другие.

И совсем особняком стоят хазарейцы - народ монгольского происхождения, живущий в Афганистане и Иране. Еще академик Б.Я. Владимирцов в начале ХХ века писал, что "в Афганистане монголы, как известно, сохранились до наших дней, сберегли свой язык". Это же подтверждал и академик В.В. Бартольд, писавший, что вне Монголии "единственные потомки монголов Чингисхана, до сих пор сохранившие язык, - это небольшое количество монголов в пределах Афганистана, представителей которых в 1903 году видел в Кушке финский ученый Рамстед, успевший записать отдельные слова их языка. Монгольский характер этого языка доказал в 1866 году Габленц на основании словаря, составленного еще в 1838 г. лейтенантом Личем". Еще одно косвенное подтверждение этой теории есть у Е.И. Кычанова, автора известной книги "Жизнь Темуджина, думавшего покорить мир": "Старый тип юрты с шейкой в современной Монголии не сохранился, но им пользуются монголы Афганистана - хазарейцы".

Так кто же такие хазарейцы? Об этом загадочном осколке монгольского мира, с XIII века не затерявшемся в тюрко-иранском мире, рассказал афганец Ахмад Башир, по национальности фарс, живущий ныне в Улан-Удэ. Родом он из города Кундуз и приходится родственником знаменитому "Панджшерскому льву" Ахмад Шаху Масуду (предводитель моджахедов во время афганской войны, а ныне лидер антиталибской группировки в Афганистане).

Ахмад Башир хорошо знает хазарейцев, так как всю жизнь жил с ними по соседству, и даже сейчас в Улан-Удэ к нему время от времени приезжают друзья-хазарейцы. Внешне они совсем не отличаются от бурят. Монголоидные черты лица, а также более светлый цвет кожи выделяют их в Афганистане.

Но, к сожалению, свидетельства русских ученых Бартольда и Владимирцова не нашли подтверждения. Многовековое проживание в ираноязычном окружении не прошло для них даром. Со временем они перешли на иранский язык, близкий к дари, тем не менее, сохранив значительный словарный запас монгольских слов. (К тому же, как писал Георгий Вернадский в своей книге "Монголы и Русь", кланы аланского происхождения существовали среди монгольских племен еще до Чингисхана. А как известно, аланы - это кочевые племена иранского происхождения, когда-то обитавшие в степях Центральной Азии. В доказательство этого Вернадский переводит имя легендарной прародительницы Чингисхана Алан-Гоа как прекрасная аланка).

Сами хазарейцы называют себя "хазара", от персидского "тысяча", а "тысяча" была военным подразделением кочевников. Ахмад Башир подтвердил версию о том, что основу народа составили монголы времен Чингисхана, но, кроме того, в их культуре есть значительный тюркский и иранский элементы. Хазарейцы долгое время оставались независимыми, и только в конце ХIХ века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-пуштунов, которым он отвел там летние пастбища. Живут они в центральном Афганистане, главным образом, в горном районе Хазараджат, а также провинциях Герат, Кандарага, Нанагахар и Бадахшан. Есть они и в Иране, в Восточном Хорасане. Численность хазарейцев в Афганистане составляет 1 миллион 700 тысяч человек, а в Иране - 220 тысяч человек. Сохранилось родоплеменное деление, особенно у хазарейцев Хазараджата, а главные племена - это шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг. Несмотря на это, в последние годы усилилась этническая консолидация хазарейцев.

Основные традиционные занятия народа - пашенное земледелие и скотоводство. Занимаются торговлей и ремеслами: кузнечным и кожевенным, ткачеством, сукноделием и другими. В доталибском Кабуле им принадлежало множество магазинов и лавок. Ахмад Башир особенно выделяет у хазарейцев такие качества, как трудолюбие и способность к коммерции. Хазарейцы, живущие ныне в России, владеют множеством фирм в Москве, других городах, вплоть до Иркутска.

Еще до недавних пор отдельные группы хазарейцев вели кочевой или полукочевой образ жизни. Селения были обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. У кочевников сохранялась в неизменном виде монгольская юрта. Сейчас по образу жизни они ничем не отличаются от других, оседлых, национальностей страны. Одежда у них такая же, как у фарсов или узбеков. Мужская и женская одежда - рубаха и штаны. Мужчины носят также безрукавку, кафтан, халат; женщины - шапочку, похожую на кокошник, поверх которой повязывают два платка. Сейчас в связи с ужесточением нравов талибами хазарейские женщины вынуждены надеть паранджу.

Музыкальный фольклор - песни и танцы под аккомпанемент зурны и бубна; на свадьбах - выступления шута с помощником. В театрализованных представлениях женские роли исполняют мужчины. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. И хотя хазарейцы давно приняли ислам шиитского толка, у них до сих пор сохранились пережитки культа сил природы и шаманизма.

Хазарейцы представляют интерес как монголы, перешедшие на другой язык и, в отличие от большинства других монголов, принявшие ислам. Современная война в Афганистане приобрела отчетливый этнический характер, и хазарейцы вместе с таджиками, узбеками и другими национальными меньшинствами противостоят превосходящим силам талибов, в большинстве своем пуштунов-суннитов. Тем не менее хазарейцы сохранили свою генетическую основу и остались как нация.

Кроме них, еще о двух осколках монгольского мира упоминает в своих сочинениях академик В.В.Бартольд. "В Восточной Азии, именно в Кукунорской области, сохранился, по-видимому, тоже небольшой народец (толмукгун), исповедующий ислам и говорящий по-монгольски. Об этом более 20 лет тому назад писал, по слухам, американский исследователь Рокхилл; и тогда этот народец, как рассказывали Рокхиллу, заключал в себе всего от 300 до 400 семейств".

Сообщает он и о кайтаках, таинственном племени, когда-то обитавшем в Дагестане, в главе "К вопросу о происхождении кайтаков". Бартольд приводит отрывок из отчета османского путешественника ХVII века Эвлия Челебе: "По происхождению они монголы, пришедшие из области Махан; сами они - турки, говорят по-монгольски; язык монгольский и турецкий - одно и то же. Мы видели это племя в округе Махмудабад". Далее Эвлия Челебей описывает их внешность и приводит 41 слово, из них 36 названий животных. До 16 названий оказываются чисто монгольскими, например: мори - лошадь, аджирга - жеребец, нохай - собака, гаха - свинья и так далее. Бартольд предполагает, что кайтаки, видимо, пришли на Кавказ из Персии. И это были не калмыки, так как кайтаки появились в Дагестане задолго до переселения калмыков в прикаспийские степи. Но уже при жизни Бартольда, в начале ХХ века, ничего, кроме данного упоминания, от этого народа не осталось.

Хотя, возможно, это не совсем верно. Как свидетельствуют бурятские милиционеры, пребывавшие в командировке на Северном Кавказе, там их зачастую принимают за ногайцев, жителей степных районов Дагестана, Чечни и Ставрополья. Сохранились монголоидные черты и у некоторых других кавказских народов, в частности у кумыков и даргинцев. А название, прямо напрашивается на параллель с монгольским словом "дарга" - "начальник". Уже не говоря о существующих на Северном Кавказе Ангарском перевале, реке Аргун и странном фонетическом совпадении дагестанских и чеченских фамилий с бурят-монгольскими.

Р.S. Истории хазарейцев и кайтаков дают лишний повод призадуматься о нынешнем состоянии и перспективах развития как всего монголо-язычного мира, так и о судьбе бурятского народа.

Хазара или хазарейцы - народность монгольского происхождения, говорящая на одном из диалектов таджикского языка. Основная масса их (свыше 1 млн. человек) населяет обширную горную область в центральной части Афганистана, между Кабулом и Гератом. Область эта носит название Хазараджат.

Кроме этих восточных хазарейцев, называемых также бербери, до 50 тыс. хазарейцев обитает в северо-западном Афганистане, в южной и юго-восточной части Бадхызского нагорья, в районе Калаи-Нау.

Западная группа хазарейцев вместе с другими обитающими в Северном Афганистане неафганскими полукочевыми племенами объединяется окружающим населением общим названием аймак (в литературе также чор-аймак). Монгольское слово аймак, занесенное в Афганистан монголами во время их завоевательных походов, означает «племя», «род»; таджикско-монгольский термин «чор-аймак» означает «четыре племени».

Несколько десятков тысяч хазарейцев живут отдельными поселениями и в других районах Северного Афганистана, а также в Иране (вдоль ирано-афганской границы и в районе Мешхеда) и в советской Средней Азии.

Обе группы хазарейцев (восточная и западная), имеющие общее происхождение и много общих черт в культурен быте, разделены как территориально, так и по религиозному признаку: восточные хазарейцы - шииты, западные - сунниты. Хазарейцы не считают себя одним народом, и даже там, где встречаются соседние поселения восточных и западных хазарейцев, например, у Калаи-Нау и в Хорасане, каждая группа живет обособленно.

Как восточные, так и западные хазарейцы все время частично переселяются в северном и особенно в западном направлении. Переселение западных хазарейцев в Иран началось в XVIII в.; расселялись они в двух районах: к северо-востоку и юго-востоку от Мешхеда, в Кян-Гуше и Кян-Бисте, и вдоль афганской границы, в Мусын-абаде, Фейз-абаде, в восточной части Сари-Джама и вокруг деревни Карат. Переселение хазарейцев-бербери в Иран началось также очень давно. В конце XIX в. в результате подавления афганским правительством восстания восточных хазарейцев значительное количество их переселилось в Белуджистан (в район Кветты) и в Иран (в район Мешхеда). Впоследствии часть переселенцев возвратилась и поселилась в Афганском Туркестане 1 , но в целом переселение восточных хазарейцев в Иран продолжается.

У хазарейцев до сих пор сохраняются родо-племенные деления и даже расселение по этим делениям. В течение последнего столетия некоторые племена в результате междоусобных войн и покорения их афганскими феодалами численно настолько сократились, что были поглощены другими племенами и превратились в их подразделения; в других случаях отдельные подгруппы отделились от своего племени и заняли самостоятельное положение. Сейчас крупнейшими племенами Хазараджата являются дайзинги, дайкунди и бесуд, занимающие область к югу от Гиндукуша; на южном склоне Гиндукуша живут иек-ауланг; к востоку от собственно Хазараджата - теймури. Теймури - не исконное хазарей- ское племя. Это немногочисленная народность в северо-западном Афганистане, причисляемая к аймакам; родина теймури находится к югу от Герата.

Часть теймури живет в северо-восточном Хорасане. Когда-то часть теймури перекочевала на территорию Хазараджата, примкнула к хазарейцам и была ассимилирована ими.

К югу от центральных племен расселены с запада на восток полада, уразгани (образовавшиеся из прежде независимых племен дайкутай и дайчопан), джагури, газнийские хазарейцы (чахар-даста, мухаммед хва- джа и джагату) и даймирдад.

Этот термин был воспринят монголами у персов и заменил тюркский термин минг (тысяча) - обозначавший крупное подразделение монгольского войска.

Вторжение монгольских войск на территорию современного Афганистана, начавшееся в 1221-1223 гг., вызвало энергичное сопротивление местного населения. После завоевания страны монголы оставили здесь свои отряды; позднее четыре сына Чингис-хана, а затем внук его, Мангу- хан, также снаряжали по тысяче человек, пополнявших постоянные гарнизоны в завоеванной стране 3 . Смешиваясь с местным населением, они постепенно перенимали язык побежденных. Впоследствии к ним, возможно, присоединялись другие монгольские отряды, поселявшиеся здесь и называвшиеся иногда по именам своих предводителей; таковы, например, неоднократно упоминающиеся в исторических источниках никудери (современные нукдери), прибывшие сюда в XIII в. и первоначально составлявшие отряд джагатайского царевича Никудера, состоявшего на службе у завоевателя Ирана Хулагу-хана 4 .

На протяжении столетий хазарейцы сохраняли свою независимость. Уже Тимур и Тимуриды совершали против них походы. Вероятно, первоначальное расположение осевших здесь монгольских отрядов и групп не совпадало с нынешними местами обитания хазарейцев; они занимали более удобные и плодородные долины и покатости Восточного и Северного Афганистана. По мере ослабления и распада Монгольской империи эти осевшие на чужбине монгольские группы постепенно теряли свое могущество и шаг за шагом оттеснялись на более высокие склоны и долины новыми пришельцами: с востока и юга - афганскими, с севера - узбекскими племенами. При этом часть монгольских племен была, вероятно, ассимилирована теснившими их народами. Другая часть, сжатая с севера, востока и юга, заняла постепенно горную страну, названную Хазараджатом по имени населявших ее племен, которые уже в XVI в. назывались хазара и никудери; в это время они частично еще сохраняли монгольский язык.

Процесс ослабления могущества хазарейцев и их постепенного вытеснения с первоначально занятых ими земель не мог сломить независимости этого народа. В течение почти шести веков ни в исторических источниках, ни в преданиях хазарейцев нет указания на длительное подчинение какому-либо иноплеменному правителю. Владетели Кабула, Кандагара, Герата неоднократно делали попытки покорить их; отдельным афганским правителям иногда удавалось временно принудить близлежащие хазарейские племена к уплате подати; однако еще в середине

XIX в., во время путешествия Ж.-П. Феррье, хазарейцы были фактически совершенно независимы и подчинялись только своим собственным предводителям 1 . С середины XIX в. Яр-Мухаммед Гератский и кабульские эмиры предпринимали походы с целью подчинить их своей власти, но только к концу XIX в. хазарейцы, после долгого и ожесточенного сопротивления, были покорены эмиром Абдуррахманом. В 1891 г. хазарейцы подняли восстание, подавленное в 1892 г. Афганские феодалы и чиновники захватили значительную часть земель Хазараджата; хазарей- ское крестьянство частично было обезземелено, частично подверглось жестокой крепостнической эксплуатации. Многие хазарейцы попали в рабство и оставались в этом положении вплоть до отмены рабовладения в правление Аманулла-хана.

Основные занятия

Хазараджат - высокогорная область с умеренным или холодным климатом. Пояс наибольшего увлажнения лежит на высоте около 2000 м над уровнем моря. Выше я ниже количество осадков убывает: за пределами дождевых облаков воздух снова становится суше. В течение долгой, суровой зимы выпадает глубокий снег, передвижение становится затруднительным и на несколько месяцев многие селения оказываются изолированными друг от друга и от окружающего мира. Глубокие узкие извилистые долины между круто поднимающимися отрогами, отходящими от главных цепей, представляют собою сплошные ленты посевов, занимающих все удобные для земледелия места. Почвы этих долин - обычно неглубокие сероземы.

Для нагорного хозяйства хазарейцев характерно острое малоземелье. Используется каждый метр доступной для обработки площади. Землями, приведенными в культурное состояние, очень дорожат. Селения располагаются так, чтобы земли, пригодные для земледелия, оставались под посевами; под кладбища большей частью отводят сухие каменистые склоны; дороги идут по самым окраинам распаханных земель. Для ограждения полей от подмыва горными потоками сооружают подобие каменных террас из камней, собранных с пашни. По краям возделанных полей сажают также тополя, иногда небольшое количество фруктовых деревьев.

Хазараджат - область преимущественно яровых хлебов. Озимая пшеница доходит в горах лишь до высоты 2400 м, а большая часть долин расположена выше этого уровня. Богарное земледелие здесь почти не развито. Посевы в подавляющем большинстве случаев поливные. Хазарейцы - искусные мастера ирригации в трудных горных условиях. Особенно хорошо разработан у них способ «струйчатого орошения». На поле прокапываются лопатой на расстоянии 20-25 см одна от другой мелкие бороздки, по которым из оросительной канавки струйками разбегается вода. Полив производят двое: один следит, чтобы вода поступала в бороздки равномерно, другой изогнутой палкой прочищает бороздки, чтобы вода в них не задерживалась. Преимущество этого способа орошения заключается в том, что на неглубоких почвах в долинах Хазараджата невозможна глубокая пахота, так как может быть обнажена щебнистая подпочва. Реже применяется у хазара «лиманное орошение», когда целой системой водосборных канавок дождевая или талая вода направляется в лиман, на котором засевается пшеница.

В хазарейском земледелии преобладают зерновые культуры: пшеница, ячмень, яровая рожь. Встречаются также посевы итальянского проса, мелкозернистой кукурузы. Ячмень возделывается в качестве хлебной" культуры; и заменяет пшеницу, но используется также как основной корм для лошадей. Большое место среди земледельческих культур занимают бобовые растения. На корм скоту сеют также скороспелый клевер.

После уборки хлеба поле не очень тщательно вспахивают и держат в таком виде до нового посева. Перед посевом вспаханное поле заливают и, когда оно высохнет, производят посев. Не только поливные, но и немногочисленные богарные посевы тщательно пропалывают.

Из-за острого малоземелья хазарейское крестьянство постоянно ощущает недостаток в хлебе. Этим объясняется большое распространение среди хазарейцев отходничества на заработки как в хозяйства богатых землевладельцев (преимущественно в период уборки урожая), так и в города. Во многих местностях Афганистана и Ирана безземельные хазарейцы работают издольщиками на землях местных помещиков. В то же время они поставляют рабочие руки в крупные городские центры, например в Кабул, где работают чернорабочими, носильщиками, слугами. Хазарейцев- отходников можно встретить и в городах Индии 1 .

Малоземелье в Хазараджате, усугубляемое отсталой техникой земледелия, способствует сохранению у хазарейцев скотоводства на крутых горных склонах. Хазарейцы разводят главным образом овец и коз, а также лошадей, ослов и крупный рогатый скот. У некоторых племен, имеющих большие стада мелкого рогатого скота, многие семьи весной переселяются на летовки, расположенные обычно близ селений, а осенью возвращаются для уборки урожая.

На основе скотоводства развито домашнее производство сукна. Сукно (барак) грубее фабричного, но ценится за свою прочность. Хазарейское сукно светлобурого цвета; оно идет главным образом на пиджаки европейского покроя, продающиеся на базарах и широко распро* страненные среди афганского населения. Хазарейцы изготовляют также более тонкое сукно, идущее на шоли - зимние покрывала с широкими черными полосами по клетчатому полю. Шоли имеют большое распространение в районах Газни и Кандагара.

Западные хазарейцы в большей степени, чем восточные, сохраняют элементы полукочевого хозяйства. Произведя посев, они переселяются на лето, т. е. на период доения овец, в горы. Амплитуда перекочевок у них значительно больше, чем у восточных хазарейцев, новее же обычно не превышает сотни километров. Западные хазарейцы разводят коз и овец, в том числе каракулевых. Держат также верблюдов, ослов, крупный рогатый скот, лошадей.

Земледелие у западных хазарейцев, как и вообще у населения Северного Афганистана, отличается от земледелия Хазараджата. Прекрасные плодородные сероземы, значительное количество осадков, обширные пастбища, изобилующие богатейшим подножным кормом,- все это создает здесь условия для экстенсивного неполивйого земледелия, сочетающегося с полукочевым скотоводческим хозяйством. Интересно отметить соотношение между количеством скота и размерами посева: хозяйство с большим количеством овец обычно имеет лишь небольшие посевы: напротив, в хозяйствах, где скота мало, посевы играют ведущую роль. Таким образом процесс оседания идет быстрее среди бедноты.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами у западных хазарейцев являются пшеница и ячмень; важное место занимают бахчи с дынями и арбузами; сеют также различные сорта гороха, чечевицу, вику. После зерновых и бобовых по размеру посевных площадей идет хлопчатник.

На основе хлопководства и скотоводства у западных хазарейцев развилась домашняя промышленность. Выделывают хлопчатобумажные ткани для женских покрывал, мужских халатов, женских и мужских рубах и штанов, шерстяные ткани для мешков, зимних женских покрывал, мужских халатов и онучей. Из козьего пуха изготовляют мягкое и теплое сукно курки, идущее главным образом на мужские безрукавки. Большое место в домашней промышленности занимает также производство кошм, которые играют большую роль в быту хазарейцев. Кошмами покрывают кочевое жилище, выстилают пол, на кошмах спят, из кошм делают пастушьи бурки, покрывала для лошадей и быков, пошики, сумки и различные мелкие предметы домашнего обихода. Распространяю также кожевенное производство.

Из подсобных промыслов, имеющих немалое значение в жизни крестьянской бедноты, можно указать на сбор различных дикорастущих растений, из которых получают превосходные красители для тканей.

Селения и жилище

Селение в Хазараджате располагается обычно на горном склоне, на границе с обработанными землями долины. Выше селения лежат пастбища, ниже расстилаются поля; само селение, как уже указывалось, не занимает ни пяди годной для обработки земли.

Селение имеет форму четырехугольника, обнесенного массивной глинобитной стеной с башнями на каждом из четырех углов. Дома, построенные из глины, смешанной с рубленой соломой, примыкают к внутренней поверхности стены, оставляя посреди селения большой двор. В другие случаях здания просто построены стена к стене под сенью высокой башни.

Такой тип селений довольно част в некоторых районах Афганистана. Он возник в результате непрерывных феодальных междоусобиц, периодических перекочевок скотоводческих племен, для защиты от набегов вооруженных племен кочевников, грабивших селения и угонявших скот, от кровной мести и т. п., до недавнего времени игравших большую роль в жизни народов Афганистана. Хазарейцы до сих пор несут большой ущерб при проходе афганских племен к северным пастбищам. Когда летний зной выжигает остатки травяной растительности в пустынных областях Южного Афганистана, население целых районов в поисках кормов для своих стад снимается с места и перекочевывает с юга на север, проходя многие сотни километров; при этом хазарейские поля нередко страдают от потравы.

Западные хазарейцы селятся большими группами, по 200-300 семей. Самое крупное их поселение - крепость и селение Калаи-Нау, состоящее из нескольких сот глинобитных строений, окруженных садами.

Кочевым жилищем широким массам хазарейцев служит чаппари - переходная форма от конического шалаша к юрте. В землю вбивают по кругу 16-20 деревянных кольев. К верхним концам их привязывают столько же деревянных жердей, противоположные концы которых связывают; они образуют конусообразную крышу. Этот остов окружается камышовой цыновкой и кроется кошмами. У бедноты кошмы старые, рваные, разлезающиеся, так что приходится весь чаппари обвязывать веревками. Беднейшие хазарейцы живут в полуземлянках и различных шалашах из самого разнообразного материала.

У богатых хазарейцев сохранилась старинная монгольская юрта XIII в. ханаи хырга, довольно сложного устройства 1 . Деревянный остов такой юрты состоит, как и в других юртах, из решетчатой вертикальной стены, на которую опираются жерди хук, увенчивающиеся круглой верхушкой, в которую вставляются верхние концы жердей. Но, в отличие от других типов юрт, остов стены у ханаи хырга состоит из двух рядов решеток, поставленных один на другой и плотно связанных между собою. При этом решетки нижнего ряда несколько выгнуты, а решетки верхнего ряда вогнуты. Оригинально также и усаройство крыши» Жерди остова крыши в нижней части выгнуты, а в верхней вогнуты. Верхние их концы вставляются в деревянный обод верхушки крыши сари хона, имеющей не сферическую, как в туркменских и казахских юртах, а совершенно особую, оригинальную форму. К ободу, диаметр которого всего 60-70 см, т. е. значительно меньше, чем у наверший тюркских юрт, прикреплено кожаными ремешками коническое возвышение, состоящее из двух накрест расположенных деревянных полос, посредине согнутых и образующих две входящие одна в другую петли, перехваченные несколько отступя от верхушки тонким кожаным ремешком, так что образуется подобие шейки.

Все эти особенности деревянного остова придают юрте своеобразный стройный вид. Покрывается юрта кошмами.

Буквально на днях, 3 февраля 2016 года, правительственные силы САР и отряды народного ополчения прорвали блокаду шиитского анклава - городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Аллепо. Освобожденные населенные пункты, в которых проживают более 35 тысяч жителей, сражались в полном окружении на протяжении четырех лет. Основной ударной силой, деблокировавшей эти города, являлись иностранные шиитские формирования - подразделения иранцев, иракцев, ливанской "Хеболлы" и афганских хазарейцев. О них (хазарейцах или хазара-монголах) напишу более подробно.
Далее под катом

Хазара-монголы - ираноязычные шииты монгольского происхождения, проживают в Афганистане (2,6 млн.), Иране (1,5 млн.) и Пакистане (0,6 млн.). История содержит сведения,что еще в Средние века предки хазарейцев мигрировали с районов Цетральной Азии на территорию срвременного Афганистана. По всей видимости, основу этого народа составили монгольские и тюркские воины хана Хулагу, который в 1256 году предпринял крупнейший завоевательный поход на Ближний Восток. Воины, оставленные в охранных гарнизонах, женившись на местных женщинах образовали за века проживания на этих территориях смешанную народность со своими этно-культурными особенностями. Со временем, победители монголы переняли веру и язык побежденных. Ученые определяют долю монголизмов и тюркизмов хазарейского языка (хазарги) в 10%

По мере ослабления Монгольской Империи хазара-монголов начали вытеснять с плодородных равнинных территорий северо-востока. на горно-каменистые части центрального Афганистана (Хазараджат). В конце 19 века афганский эмир Абдуррахман из династии Баракзаев, силами кочевых пуштунских племен, окончательно завоевал территорию хазара-монголов. Хазарейцы были подвергнуты гонениям по религиозным признакам (шииты в окружении суннитского большинства) и по этническим. Примерно в тот же временной промежуток большая группа хазара-монголов покинула Хазараджат и направилась в Британскую Индию. Массовый характер приобретает переселение безземельных хазарейцев в большие города Афганистана и Белуджистана. Большие диаспоры появляются в Кабуле, Кветте. Они создают в городах небольшие частные предприятия, идут служить в британскую армию. Враждебное окружение суннитского большинства приводит к этнической консолидации хазара-монголов. Несмотря на гонения они смогли дать образование значительному кругу своих соплеменников и сформировать национальную интеллигенцию (учителей, врачей, военных). Одним из них был Муса Хан Хазара, который начал службу солдатом и дослужился до звания генерала.

с 1958 по 1966 г. занимал пост командующего Пакистанской армией, с 1985 по 1991 г. был губернатором провинции Белуджистан. Также, можно отметить главного маршала авиации Пакистана Шарбата Чингиси:

Пилота пакистанских ВВС, героя индо-пакистанской войны 1971 года Самада Али Чингиси:

уничтожившего ценой своей жизни командный пункт РЛС Индийской армии. Награжден высшей наградой - орденом Пакистана (посмертно). Не отставали и женщины. Так Сайра Батуул стала первой женщиной-пилотом ВВС Пакистана:


в результате авиакатастрофы. Истребитель JT-7PG ВВС Пакистана под ее управлением потерпел крушение в провинции Пенджаб.
Хазара-монголы, также сыграли важную роль в становлении государственности Пакистана.
Генерал Хаджи Насир Хазара, известный как "Победитель Кашмира", принял активное участие в создании одной из первых политических партий страны - Мусульманской лиги.

Был одним из участников принятия исторической Лахорской декларации 1940 года.
Основная волна гонений на хазара-монголов началась в регионе с середины 90-х годов 20 века.с приходом к власти талибов в Афганистане. По свидетельству самих хазарейцев, талибы "уничтожили десятки тысяч хазара-монголов во время своего правления, так как те выступали на стороне Северного альянса против правительства муллы Омара". В Пакистане почти каждый месяц суннитские террористические организации (ДАИШ, Лакшар-И-Джангви) проводят акции устрашения в местах компактного проживания хазарейской общины. Уничтожение хазара монголов осуществляется посредством целенаправленных атак, массовых убийств, кампаний запугивания. В этих условиях ставку на них делают как глобальные игроки, так и региональные державы. США объявили шиитские формирования хазарейцев своими союзниками во время операции "Несокрушимая свобода" в 2001 году. Их отряды, при поддержке авиации антиталибской коалиции оперировали в провинции Бамиан. Американцы вооружали и обучали хазарейские формирования и делают это до сих пор, подключив военных инструкторов из состава монгольского военного контингента:





Девушки-пилоты ВВС Афганистана из хазара монголов.

При косвенной поддержке США вице-президентом Афганистана избирается влиятельный этнический хазара-монгол Карим Халили, получивший теологическое образование в Иране,


а главнокомандующим сухопутными войсками Афганистана становится также хазара-монгол по национальности, генерал-лейтенант Мурад Али Мурад

В монгольских СМИ в одно время упоминалось, что сочуствие к трагедии этого народа легло в основу поддержки монгольским обществом идеи отправки своего воинского контингента в Афганистан. Хазарейцев не забывают в Монголии. Правительство этой страны, совместно с южнокорейскими благотворительными организациями, выделяют ежегодно 20 стипендий, для обучения хазарейской молодежи в ведущих ВУЗах Улан-Батора. Монгольские журналисты с завидной периодичностью снмают сюжеты о жизни и быте хазара монголов:



Хазарейские студенты в Монголии.


Первая группа хазара монголов получает дипломы юристов в Улан-Баторе


Группа хазарейцев на встрече с главой администрации Президента Монголии

Ну и наконец Иран. Персы во все исторические периоды существования Афганистана как независимого государства традиционно стремились к укреплению своего влияния в этой стране. В 1998 году талибы, по сути, спровоцировали Иран, совершив захват генконсульства этой страны в Мазари Шарифе и убийство группы иранских дипломатов. Именно с этой даты Иран интенсифицировал адресную финансовую, материальную и военно-техническую помощь своим традиционным союзникам в Афганистане - персоязычным таджикам и хазара монголам. После событий 11 сентября 2001 года, Иран поддержал намерения США по проведению широкомасштабной антитеррористической операции в Афганистане, предложив сотрудничество американцам в свержении власти талибов и ликвидации сети "Аль-Каиды" на афганской территории.
В дальнейшем Тегеран поддержал создание временной администрации во главе с Х.Карзаем, которую ИРИ в числе первых признала в качестве легитимной власти в стране. Хазарейцы смогли получить поддержку как со стороны американцев, так и со стороны Ирана.
С началом событий в Сирии, Иран встал на сторону законного алавитского правительства этой страны. Поддержка Асада для Тегерана - это контрмера против Саудовской Аравии, которая стоит за суннитскими оппозиционными формированиями.
На стороне правительственных войск, почти с самого начала конфликта, воюют шиитские добровольцы, прошедшие военную подготовку на территроии Ирана. Немалую часть из них составляют афганские хазара монголы, которые воюют в составе добровольческой бригады "Фатимиюн"




Генерал Касем Сулеймани, командующий силами специального назначения КСИР с хазара монгольскими добровольцами.
Вроде, все. Кратко о хазарейцах:)

Загрузка...